Вейцман Марк

А-Г

Д-К

Л-С

Т-Ч

Ш-Я

Вейцман Марк

Вейцман Марк

Марк Вейцман родился в Киеве в 1938 году, жил в Донбассе, неподалеку от Донецка, и Приднепровье – в городе Черкассы. Окончил физико-математический факультет пединститута и Литературный институт им.Горького. Более тридцати лет преподавал физику в средней школе. Долгое тесное общение с детьми давало поэту бесценный материал, который и воплотился в тонкой, психологически достоверной и глубокой лирике. В течение четверти века он был постоянным автором «Пионера» и «Костра». Печатался и во «взрослых» журналах – «Знамя», «Юность», «Радуга», «Нева», «Огонёк», «Аврора» и др. Первая его детская книга – «Мой папа ученик» – появилась в Киеве в 1975 году. Затем рукопись, посланная в издательство «Детская литература», как вспоминает автор, была извлечена из редакционного самотёка замечательным редактором Л.И.Доукшей и поддержана Еленой Благининой и Львом Озеровым. Так появилась на свет книга «Счастливый билет» (1980). Затем вышли и другие сборники: «Пора каштанов» (1983), «Шестой урок» (1985), «Спросите меня» (1988), «Понедельник – день веселый» (1989), «Лирические приключения» (1991); сборники взрослых стихов: «Моление о памяти» (1995), «Репортаж из Эдема» (1998) и «Третья попытка» (2002).

Марк Вейцман – лауреат литературной премии им. Б.Горбатова (1983). Весной 2006 года он стал лауреатом литературной премии «Круг родства» им. Риталия Заславского, учреждённой киевским журналом «Радуга».

С 1996 года писатель живет в Израиле, является членом русскоязычного СП Израиля (и его правления) и Международного ПЕН-центра. В последнее время публикуется в различных журналах. К огромному сожалению, широкой детской аудитории в нашей стране его творчество практически недоступно. Вся надежда на то, что «Кукумбер» устранит это досадное упущение и представит замечательные стихи Марка Вейцмана как можно более полно.

Его стихи, безусловно, заслуживают самого пристального внимания, настолько своеобразна и выразительна его поэтическая палитра. Особенно удивительны стихи о подростках, о том периоде в жизни растущего человека, когда происходят в душе перемены стремительные и радикальные. Вроде бы все то же самое – парты, мел, не выученные уроки, мечты о свободе от скучных обязанностей:

Папа с мамой на работе.
Солнце светит – благодать!
Как учиться неохота, –
невозможно передать!

Однако школьная жизнь наполняется новым смыслом. Даже у привычного детского нежелания учиться появляются другие причины. «Мимолётное виденье…»

«Гений чистой красоты…»
Совпаденье? Сновиденье?
Это ж вылитая ты!
То у сетки волейбольной
вдруг возникнешь, то в окне,
то мелькнёшь, как призрак, в школьной
коридорной толкотне.
Белый хвостик на макушке,
тонкий шрамик на губе…
Не пойму, ну как же Пушкин
догадался о тебе?!

У еще не взрослого, но уже и не у ребенка вдруг проявляется утраченная было тонкость в восприятии собственного и чужого внутреннего мира, зарождается такое новое, непонятное пока чувство, как любовь, обретают неведомые оттенки прежние детские впечатления… Человек начинает слышать музыку души, понимать: «Пусто и грустно без музыки в мире»…Эта строчка из стихотворения «Музыка» – своеобразный символ перемен, обозначение чуткого сердца, что очень поэту в подростках дорого. Лирика Вейцмана, обращенная к детям, – это остановленная грусть, попытка прорваться через смятение чувств. А как говорили древние, «остановленная печаль есть радость».

Потому-то так необходимы стихи эти тем, кто запутался в паутине противоречий, нелюбви к себе, непонимания и недоверия со стороны окружающих. Прекрасная поэзия – всегда чем-то сродни психологической помощи, ведь пройдя через радость возвышения и очищения, душа обретает устойчивость. Как всегда, особенно ценю легкую иронию, освобождающую стихи от нарочитой, «дутой», вымученной серьезности. Она избавляет подростка от тяжести нависших проблем, и, как вздох облегчения, вырывается из напряженной, зажатой души. Таких стихов – со скрытой улыбкой – у Вейцмана тоже немало:

ДЕЙСТВИЯ С ДРОБЯМИ

Три с половиною овечки
и восемь сотых пастуха
однажды встретили у речки
четыре пятых петуха.
А у доски, в штанишках мятых,
пока визжал от смеха класс,
стоял один и ноль десятых,
и слёзы капали из глаз.
Он и о любви может написать слегка иронически:
Если кто-нибудь в кого-нибудь влюбляется,
то на сбор макулатуры не является…

Но суть от этого не меняется: любовь и сострадание – к маме и бабушке, надменной однокласснице и слишком доброй учительнице, к друзьям детства и приблудной собаке, – ко всем, кто живет рядом, кто достоин твоего внимания, понимания и заботы, – основа души нормального человека. И не важно, сколько ему лет, если он способен чувствовать так:

Растаяло лето, как след на воде.
Лежат мои волосы в птичьем гнезде,
а птицы уже улетели.
Забытая песня парит в небесах,
припев заблудился в окрестных лесах,
где скоро завоют метели.
У рыжей осоки, у серой воды
впечатаны в глину босые следы,
и зябко рукам без перчаток.
А солнце – в селе и столице одно.
Сквозь дымку на сердце похоже оно,
на бледный его отпечаток…

Ольга Корф

Публикации:

Липе N. (#07 2011)

И вдруг; Пограничная собака (#06 2011)

Эх, папа! (#02 2011)

Сон (#06 2010)

Баллада о связном (#08 2009)

Дуб (#07 2009)

Кравцов; Гимнастка; Чемпион (#06 2009)

Обучение во сне; У меня температура (#05 2009)

Куда уходит время? (#4 2008)

Наша классная (#07 2008)

Прореживают лес; Листья на снегу (#4 2007)

Прощание; Сестрёнка (#3 2007)

Старая книга; Право на вымысел; Спектакль (#1 2007)

Высший класс (#09 2007)

Костёр; Что мне делать на балу? (#9 2006)

Шестой урок; Выбыл (#7 2006)

Что-нибудь должно произойти; Меня прикрепили к Петровой; Весеннее (#5 2006)

Мой городок, Действия с дробями (#3 2006)