Бонифаций (Лукомников Герман)

А-Г

Д-К

Л-С

Т-Ч

Ш-Я

Бонифаций (Лукомников Герман)

Герман Геннадьевич Лукомников, огромному количеству людей известный также как Бонифаций, поэт, прозаик, перформер, родился в 1962 году в Баку. С 1975 года живет в Москве. Бонифацием он стал в конце 80-х, с 1994 года публикуется под собственным именем. Иногда его произведения выходят под «двойным» авторством, так как в них помещены как старые, так и новые тексты. После окончания школы менее года проучился в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. Армейскую службу проходил в Ташкенте во внутренних войсках, был корректором и корреспондентом армейской газеты. Позже освоил традиционно сопутствующие писательству профессии – был грузчиком, дворником, сторожем в издательстве, продавцом-консультантом в книжной лавке, корректором и редактором.

Стихи писал с детства, но переломной датой, когда он встал на путь профессионального сочинительства, называет 1990 год. Считает себя последователем О. Григорьева, Вс. Некрасова, Д. Авалиани, И. Ахметьева, в прозе – питерца Саши Попова, В. Шинкарёва, Е. Харитонова, Э. Лимонова, в отношении к писательству, кроме перечисленных, – А. Маковского и своего отца, художника и поэта, однако отмечает, что не меньшее влияние, нежели авторская литература, оказал на его поэтику современный разговорный фольклор и, что не менее важно, письменная речь его юных сограждан. В начале книжечки «Стих нашел» специально для неопытных или страдающих отсутствием чувства юмора читателей дано предупреждение: «Грамматические ошибки сделаны автором нарочно – для смеху, для рифмы или для красоты». Как сказал поэт:

Я вобще-то вумный шибко,
Но в стехах люблю обшибки.

До последнего времени вел невероятно активную жизнь в искусстве: выступал с текстами и перфомансами – сольно и в коллективных программах – главным образом, в московских клубах, а также в Государственной Думе, больнице им. Кащенко и т.п. Участник ряда фестивалей, семинаров и пресс-конференций, касающихся современного искусства. В 1989 году устроил выставку и цикл литературных вечеров, где представлял творческое наследие своего отца. В 1991 году (вместе с А. Белашкиным) провел Первый фестиваль русского палиндрома, в 1992 – конференцию по вопросам палиндрома, в 2002 (вместе с С. Фединым) – Второй фестиваль палиндрома и комбинаторной поэзии. В начале 90-х в собственной квартире создал салон «81», где проходили литературные и музыкальные вечера. 29 февраля 2003 года в Зверевском центре провел «Литературные сутки сверхбонифация Германа Лукомникова», публично исполнив за 23 часа 25 минут без антракта и без повторов собрание собственных сочинений. Коллекционирует и публикует наивную и примитивистскую литературу. Прекрасный художник, он выставлялся персонально и участвовал в нескольких выставках. В 1991 – 1993 гг. Составленная им первая «Антология русского палиндрома» опубликована в интернете. В 2002 году выпустил составленную и прокомментированную совместно с С. Фединым «Антологию русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии». Член Московского Союза писателей, клуба «Авторник», клуба палиндромистов «Амфирифма» и Товарищества мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы».

Автор 9 изданных поэтических книг. Печатался также в журналах «Новое литературное обозрение», «Знамя», «Соло», в журнале Зверевского центра, в газетах «Ещё», «Цирк «Олимп», альманахах и коллективных сборниках «Авторник», «Время рожать», «Genius loci», «Фигли-мигли», «Контекст-9», антологиях «Самиздат века», «Зевгма», в «Антологии одноточечной поэзии», в детских изданиях «Куча мала», «Колобок и два жирафа», «Классики», «Кукумбер» и др. (Какое плодотворное для отечественной периодики время, оказывается, пролетело в конце прошлого века! Простое перечисление этих названий – кайф!).

Произведения Германа Лукомникова всегда привлекали к себе внимание. Они переведены на немецкий и словацкий языки, подвергнуты литературоведческому анализу в ряде серьезных статей. Около 6000 его текстов, написанных до 2003 года, помещены в виде «Собрания сочинений» в интернете. Для меня Герман Лукомников – один из трех любимых «поэтов-словоблудов», наряду с Авалиани и Фединым. Творческий девиз автора: «Я не сею, не пашу – я пишу, пишу, пишу…», – позволяет понять, почему я не буду цитировать произведения поэта: остановиться не смогу, так много среди них строк совершенно гениальных. Например:

ла.
Не надо
звать врача.
Начинай
читать
снача-

Приведу три факта, связанных с Бонифацием. Во-первых, в день, когда мы познакомились, я из-за него чуть не украла с одной выставки сборник «Зевгма. Русская поэзия», в которой были помещены его стихи, но вовремя остановилась, да и потом мне все равно его подарили, так как этот экземпляр оказался какой-то бракованный, драный. Во-вторых, он был приглашен в День Знаний (т.е. 1 сентября) в Дом детской книги выступить перед ребятишками, которых опекал Московский детский фонд. Он почти неподвижно просидел на сцене, слушая других писателей, наблюдал за публикой, которая вела себя отнюдь не академически, а потом так пронзительно и оглушительно прочитал свои классические, программные стихи «О люди маленького роста…», что аудитория как-то притихла и замерла. В-третьих, после его выступления в ЦДЛ (тоже перед детьми) книга «Стих нашел» была сметена с прилавка вмиг! Особенно ярко успех его чтения проиллюстрировали дети, давившие друг друга на пути к вожделенным текстам, – один маленький мальчишка, расталкивая локтями более рослых товарищей, кричал: «Дайте мне, дайте этого Буцефала!». Вот какая у нас публика – ведь имя «Бонифаций» по идее им должно быть ближе…

Ольга Корф

Публикации:

Без названия (#1 2006)

Заметив пару спящих крокодилов; Доктор, доктор, я лечу; Зачем рядом с ванной; Звоню из автомата; ла. Не надо; Ни тюлень не звонит; Ну пока, — промолвил Стас; Петю скушал бутерброд; Прямые линии в природе; Шар отбрасывает тень (#3 2004)

Отвечай! Почему опоздал?…; Хочешь еды?…; В поединке с холодрыгою…; Кто разбил зеркало… (#4 2003)

Хокку-плюс (#6 2002)

Я — искатель приключений; По-хорошему прошу; У меня ума палата; Кто-то в небо; Не раз глядели; Вот не плавает причал; Несмотря на все метания (#2 2002)